Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Турбинер Виктор Александрович1910—1996

кон­струк­тор, руко­во­ди­тель опытно-кон­струк­тор­ских работ по проекту первой атомной бомбы и началь­ник первого научно-кон­струк­тор­ского сектора.
Турбинер Виктор Александрович

Биография

Виктор Алек­сан­дро­вич Тур­би­нер родился 17 мая 1910 года в Ека­те­ри­но­славе (Дне­про­пет­ровск).

С 1933 года он учился в МВТУ и одно­вре­менно работал кон­струк­то­ром. Окончив в 1937 году инсти­тут, В. Тур­би­нер рабо­тает в Москве кон­струк­то­ром, началь­ни­ком сектора, началь­ни­ком СКТБ Москов­ского ави­а­ци­он­ного завода НКАП № 165. В июле 1945 года В. А. Тур­би­нер зна­ко­мится с И. В. Кур­ча­то­вым и Ю. Б. Хари­то­ном, про­из­ведя на научных руко­во­ди­те­лей совет­ского атом­ного проекта впе­ча­т­ле­ние талан­тли­вого кон­струк­тора.

После того как И. В. Кур­ча­тов принял решение при­влечь В. А. Тур­би­нера к работам над атомной бомбой, Ю. Б. Харитон чуть опре­де­лен­нее объ­яс­нил ему, что «речь идет о ядерном реак­торе сфе­ри­че­ской формы. И эта штука будет пере­во­зиться само­летом». В. А. Тур­би­нер понял, что речь идет об атомной бомбе.

На него были воз­ло­жены работы по опре­де­ле­нию облика первой совет­ской атомной бомбы, а также выра­ботка пред­ло­же­ний по орга­ни­за­ции раз­ра­ботки кон­струк­ции, отра­ботке и испы­та­ниям изделия в целом и его состав­ных частей в лабо­ра­тор­ных усло­виях и на поли­го­нах Военно-воз­душ­ных сил Мини­стер­ства обороны.

При этом по вза­им­ной дого­во­рен­но­сти он про­дол­жал рабо­тать на прежней работе, не допус­кая, есте­ственно, никаких раз­го­во­ров по новому делу с посто­рон­ними лицами. Ника­кого тех­ни­че­ского задания В. А. Тур­би­нер не имел, не дела­лось и особых пояс­не­ний, вместе с тем он получил раз­ре­ше­ние позна­ко­миться с мате­ри­а­лами по соз­да­нию и про­ек­ти­ро­ва­нию ави­а­бомб. Для него здесь было много нового. Многое, каса­ю­ще­еся новой раз­ра­ботки, ска­п­ли­ва­лось и оседало в голове. Будучи пока един­ствен­ным кон­струк­то­ром, В. А. Тур­би­нер делал общую кон­струк­тор­скую ком­по­новку первой совет­ской атомной бомбы.

Несколько позже Ю. Б. Харитон зна­ко­мит В. А. Тур­би­нера с Тер­лец­ким, Яко­вле­вым, Кости­ным и другими, кому пред­сто­яло рабо­тать по разным напра­в­ле­ниям кон­струк­тор­ских работ. В. А. Тур­би­нер поручил им кон­крет­ные кон­струк­тор­ские задания.

По мере про­дви­же­ния работ стала оче­вид­ной необ­хо­ди­мость особой научно-иссле­до­ва­тель­ской орга­ни­за­ции для кон­стру­и­ро­ва­ния атомной бомбы. 9 апреля 1946 года было принято поста­но­в­ле­ние СМ СССР о соз­да­нии кон­струк­тор­ского бюро (КБ-11). Началь­ни­ком КБ назна­чили заме­сти­теля наркома тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти П. М. Зернова, главным кон­струк­то­ром — Ю. Б. Хари­тона. Поста­но­в­ле­ние СМ СССР от 21 июня 1946 года опре­де­лило жесткие сроки соз­да­ния объекта: первая очередь должна была войти в строй 1 октября 1946 года, вторая — 1 мая 1947 года.

В сере­дине 1946 года В. А. Тур­би­нера офи­ци­ально приняли на работу в КБ-11 на долж­ность руко­во­ди­теля научно-кон­струк­тор­ского сектора (НКС), а в январе 1947 года Ю. Б. Харитон и В. А. Тур­би­нер выехали из Москвы к месту нахо­жде­ния «объекта».

Посте­пенно основ­ные работы по соз­да­нию атомной бомбы РДС-1 стали стя­ги­ваться в КБ-11, которое пре­вра­ща­лось в голов­ную орга­ни­за­цию, и в которой НКС стал орга­ни­за­ци­онно офор­м­ляться в про­фес­си­о­наль­ный кон­струк­тор­ский кол­лек­тив.

В. А. Тур­би­нер раз­ра­бо­тал уни­каль­ную систему про­ек­ти­ро­ва­ния атомной бомбы. Раз­де­лив кол­лек­тив кон­струк­то­ров на отделы, каждому он поставил задачу соз­да­ния кон­крет­ного узла бомбы. В то время это была гени­аль­ная новинка, во-первых, резко сокра­щались сроки про­ек­ти­ро­ва­ния, а во-вторых, повы­ша­лась секрет­ность. Никто не знал, какие работы ведутся в другом отделе.

В отличие от простой ави­а­ци­он­ной бомбы, корпус которой явля­ется всего лишь вме­сти­ли­щем мощного заряда-фугаса, кон­струк­ция атомной бомбы исклю­чи­тельно сложна: в ней сначала взры­вался хими­че­ский заряд, который обжимал плу­то­ни­е­вый заряд. При этом обжатие должно было идти рав­но­мерно, что предъ­я­в­ляло особые тре­бо­ва­ния к одно­род­но­сти заряда, син­хрон­но­сти подрыва раз­лич­ных его частей.

Кроме этого, бомба должна была про­хо­дить в люк само­лета и затем лететь в задан­ном поло­же­нии. Это значит, что необ­хо­димо было пре­ду­смо­треть ее бал­ли­сти­че­ские каче­ства.

В мае 1948 года на поли­гоне ВВС № 71 под Керчью начи­на­ются летно-бал­ли­сти­че­ские испы­та­ния макетов атомной бомбы, скон­стру­и­ро­ван­ной В. А. Тур­би­не­ром, который также участ­вует в испы­та­ниях. Внеш­не­т­ра­ек­тор­ные изме­ре­ния при сбросах макетов с носи­теля Ту-4 ведутся с исполь­зо­ва­нием спе­ци­аль­ной немец­кой техники.

К ноябрю 1948 года прак­ти­че­ски все было готово. Найдены и про­ве­рены рас­четно и экс­пе­ри­мен­тально кон­струк­тор­ские и тех­ноло­ги­че­ские решения, опро­бо­ваны способы изго­то­в­ле­ния, подо­брано обо­ру­до­ва­ние и изго­то­в­лено необ­хо­ди­мое осна­ще­ние. Поя­ви­лись кадры и при­об­ретен необ­хо­ди­мый опыт.

За два года в Арза­масе-16 под руко­вод­ством В. А. Тур­би­нера была скон­стру­и­ро­вана и собрана по блокам точная копия аме­ри­кан­ской бомбы. При этом, скорее всего В. А. Тур­би­нер был убежден, что по задан­ным И. В. Кур­ча­то­вым и Ю. Б. Хари­то­ном габа­ритам и весовым харак­те­ри­сти­кам он раз­ра­ба­ты­вает соб­ствен­ную ори­ги­наль­ную кон­струк­цию, а не вос­со­з­дает копию аме­ри­кан­ской.

Однако, несмо­тря на зна­чи­тель­ные усилия, а также в связи с новиз­ной и непред­ви­ден­ными науч­ными и тех­ни­че­скими труд­но­стями соз­да­ния РДС и, отчасти, с задер­ж­кой кон­струк­тор­ским бюро подбора кадров, раз­вёр­ты­ва­ния работ и задер­ж­кой стро­и­тель­ства для КБ-11 зданий и соо­ру­же­ний, пер­во­на­чаль­ные сроки изго­то­в­ле­ния первого экзем­п­ляра РДС-1 не выпол­ня­лись. В этой связи, Поста­но­в­ле­нием СМ СССР от 8 февраля 1948 года были уста­но­в­лены новые сроки, а также приняты меры по уком­плек­то­ва­нию недо­ста­ю­щими кадрами, в част­но­сти, квали­фи­ци­ро­ван­ными физи­ками-тео­рети­ками и мате­ма­ти­ками.

Так как к кон­струк­то­рам каких-либо серьёзных претен­зий не было, поста­но­в­ле­нием пре­ду­сма­т­ри­ва­лось лишь «допол­ни­тельно подо­брать 20 научных сотруд­ни­ков, 40 инже­не­ров, тех­ни­ков, лабо­ран­тов и 60 высо­ко­квали­фи­ци­ро­ван­ных рабочих».

10 июня 1948 года выходит Поста­но­в­ле­ние СМ СССР «Об укреп­ле­нии КБ-11 руко­во­дя­щими кон­струк­тор­скими кадрами», во испол­не­ние кото­рого при­ка­зом дирек­тора КБ-11 от 8 декабря 1948 года НКС, воз­гла­в­ля­е­мый В. А. Тур­би­не­ром, был раз­делён на два сектора.

НКС-1 воз­главил генерал-майор, Герой Соци­али­сти­че­ского Труда, главный кон­струк­тор челя­бин­ского «Тан­ко­града» Н. Л. Духов. Руко­во­ди­те­лем НКС-2 стал капитан 1-го ранга В. И. Алфёров, рабо­тав­ший до этого дирек­то­ром тор­пед­ного завода в Махач­кале, а затем заме­сти­те­лем началь­ника научно-тех­ни­че­ского коми­тета Военно-Морских Сил.

В. А. Тур­би­неру было пред­ло­жено стать заме­сти­те­лем Н. Л. Духова. Он не согла­сился, аргу­мен­ти­руя тем, что к этому времени кон­струк­тор­ским кол­лек­ти­вом под его руко­вод­ством все работы по РДС-1 были в основ­ном выпол­нены без заме­ча­ний.

Ю. Б. Харитон назна­чил В. А. Тур­би­нера на долж­ность своего помощ­ника по спе­ци­аль­ным вопро­сам. В этой долж­но­сти он про­ра­бо­тал до 28 декабря 1951 года.

Суще­ствует три версии причины, по которой В. А. Тур­би­нер был снят с долж­но­сти за девять месяцев до испы­та­ния РДС-1.

По первой версии он стал жертвой анти­семи­тизма, наби­рав­шего силу в верхних эше­ло­нах власти страны.

По второй — И. В. Сталин посчитал, что главным кон­струк­то­ром атом­ного оружия должен стать спе­ци­алист с именем, извест­ный своими заслу­гами, и выбор пал на Н. Л. Духова.

По третьей — воз­ни­кли претен­зии к самой орга­ни­за­ции кон­струк­тор­ских работ, из-за недо­четов которой изго­то­в­ле­ние атомной бомбы стави­лось под сомне­ние, и потре­бо­ва­лось заме­нить В. А. Тур­би­нера на кон­струк­тора, заре­ко­мен­до­вав­шего себя извест­ными раз­ра­бот­ками и опытом вне­дре­ния их в серийное про­из­вод­ство.

29 августа 1949 года на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне была успешно испы­тана первая в Совет­ском Союзе атомная бомба. 29 октября 1949 года вышли закры­тые Указ Вер­хов­ного Совета и Поста­но­в­ле­ние Совета Мини­стров СССР «О награ­жде­нии и преми­ро­ва­нии за выда­ю­щи­еся научные откры­тия и тех­ни­че­ские дости­же­ния по исполь­зо­ва­нию атомной энергии». Этими указами был отмечен труд несколь­ких тысяч орга­ни­за­то­ров про­из­вод­ства, ученых, инже­не­ров, геоло­гов, рабочих, внесших весомый вклад в её соз­да­ние. Были среди них и кон­струк­тора, рабо­тав­шие под руко­вод­ством В. А. Тур­би­нера, но самого его в списках не было.

Завер­шив свою работу в КБ-11, В. А. Тур­би­нер до 1953 года рабо­тает заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора завода. Затем он пере­хо­дит на долж­ность началь­ника кон­струк­тор­ского отдела Все­со­юз­ного про­ек­тно-тех­ноло­ги­че­ского инсти­тута Мини­стер­ства тран­с­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР. В 1955—1979 гг. В. А. Тур­би­нер — ведущий кон­струк­тор в раз­лич­ных КБ Мини­стер­ства ави­а­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти СССР.

Виктор Алек­сан­дро­вич Тур­би­нер умер 10 ноября 1996 году в Москве.


Библиография‍4