Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Персоналии /

Жучихин Виктор Иванович1921—2008

спе­ци­алист в области при­клад­ной газо­ди­на­мики, раз­ра­ботки и испы­та­ний ядерных зарядов и бое­при­па­сов, при­ме­не­ния ядерных взрывов в про­мыш­лен­ных целях, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук (1955). В Атомном проекте с 1947, участ­ник испы­та­ния первой совет­ской атомной бомбы в 1949. Трижды лауреат Сталин­ской премии ( 1949, 1951, 1953).
Жучихин Виктор Иванович

Биография

Виктор Ива­но­вич Жучихин родился 31 августа 1921 года в деревне Люто­рец­кое Чехов­ского р-на Москов­ской обл. Его отец, И. И. Жучихин, после демо­би­ли­за­ции из рядов Красной Армии с 1921 по 1941 гг. работал моде­лье­ром-закрой­щи­ком на обувной фабрике в Москве.

После двух лет учебы в сель­ской школе, в 1931 году Виктор пере­е­хал в Москву, где в 1939 году успешно окончил среднюю школу № 36 Фрун­зен­ского РОНО. В этом же году он стал сту­ден­том факуль­тета «Бое­при­пасы» МВТУ им. Н. Э. Баумана.

С началом Великой Оте­че­ствен­ной войны В. И. Жучихин был напра­в­лен на обо­рон­ный завод налад­чи­ком авто­ма­ти­че­ских метал­ло­об­ра­ба­ты­ва­ю­щих станков, а через месяц назна­чен масте­ром. Но после эва­ку­а­ции завода в сен­тя­бре 1941 года ушел добро­воль­цем на фронт. Служил связным-мото­ци­к­ли­стом в роте связи полка особого назна­че­ния 3-й Москов­ской дивизии, обо­ро­няв­шей под­ступы к Москве. 7 декабря, на второй день наступ­ле­ния наших войск, рядовой В. И. Жучихин получил серьез­ное ранение, месяц лечился в москов­ской боль­нице, а затем с эва­ко­гос­пита­лем был пере­ве­ден на доле­чи­ва­ние в г. Ижевск. Сюда же было эва­ку­и­ро­вано МВТУ, поэтому Виктор Ива­но­вич, демо­би­ли­зо­ван­ный по инвалид­но­сти, с сен­тя­бря 1942 года про­дол­жил учебу.

В 1947 году В. И. Жучихин закон­чил Москов­ское высшее тех­ни­че­ское училище им. Н. Э. Баумана, получив квали­фи­ка­цию инже­нера-меха­ника.

1 апреля 1947 года В. И. Жучихин начал тру­до­вую дея­тель­ность в КБ-11, в отделе натур­ных испы­та­ний, которым руко­во­дил К. И. Щёлкин. Первые три месяца молодой спе­ци­алист в группе под началом А. Д. Заха­рен­кова зани­мался раз­ра­бот­кой смесей взрыв­ча­тых веществ, необ­хо­ди­мых для изго­то­в­ле­ния узлов заряда для первой атомной бомбы, отра­бот­кой тех­ноло­гии изго­то­в­ле­ния деталей из этих смесей, газо­ди­на­ми­че­скими иссле­до­ва­ни­ями их дето­на­ции. Уже с июля 1947 года В. И. Жучихин работал само­сто­я­тельно. В его под­чи­не­нии поя­ви­лись инженер и техник. В течение полу­тора лет группа Жучи­хина провела в полном объеме иссле­до­ва­ния газо­ди­на­ми­че­ских харак­те­ри­стик заряда первой оте­че­ствен­ной атомной бомбы, поз­во­лив­шие опре­де­лить её рабо­то­с­по­соб­ность и ожи­да­е­мую мощ­ность взрыва.

В феврале 1949 года группе была пору­чена раз­ра­ботка схемы дистан­ци­он­ного подрыва ядер­ного заряда и кон­струк­ций узлов этой схемы. При под­го­товке испы­та­ния первой совет­ской атомной бомбы на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне под руко­вод­ством В. И. Жучи­хина и при его непо­сред­ствен­ном участии система подрыва была смон­ти­ро­вана и испы­тана на месте.

29 августа 1949 года все системы сра­бо­тали отлично, экс­пе­ри­мент прошел успешно — первая совет­ская атомная бомба была взо­рвана на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне. 29 октября 1949 года вышли закры­тые Указ Вер­хов­ного Совета и Поста­но­в­ле­ние Совета Мини­стров СССР «О награ­жде­нии и преми­ро­ва­нии за выда­ю­щи­еся научные откры­тия и тех­ни­че­ские дости­же­ния по исполь­зо­ва­нию атомной энергии». За раз­ра­ботку и испы­та­ние первой совет­ской атомной бомбы старший инженер В. И. Жучихин был награ­жден орденом Ленина и стал лау­ре­а­том Сталин­ской премии 2-й степени.

В даль­нейшем В. И. Жучихин руко­во­дил работой газо­ди­на­ми­че­ского отде­ле­ния по соз­да­нию новых образ­цов ядер­ного оружия. Тру­до­вые заслуги Виктора Ива­но­вича в период работы в КБ-11 полу­чили высокую прави­тель­ствен­ную оценку: он был также награ­жден орденом Тру­до­вого Крас­ного Знамени и дважды стал лау­ре­а­том Сталин­ской премии (1951 г., 1953 г.).

Во вновь соз­да­ва­е­мый НИИ-1011 В. И. Жучихин был пере­ве­ден 5 июня 1955 года на долж­ность началь­ника лабо­ра­то­рии, а 7 октября он успешно защитил дис­сер­та­цию на соис­ка­ние ученой степени кан­ди­дата тех­ни­че­ских наук по спец­те­ма­тике. В 34 года Виктор Ива­но­вич стал одним из ведущих спе­ци­али­стов в области газо­ди­на­ми­че­ской отра­ботки и натур­ных испы­та­ний ядерных зарядов. Клас­с­ный спе­ци­алист, талан­тли­вый руко­во­ди­тель, он обладал целым рядом и личных досто­ин­ств. Такие каче­ства, как сме­лость и муже­ство осо­бенно ярко про­я­ви­лись при про­ве­де­нии назем­ного взрыва в сен­тя­бре 1957 года на Ново­зе­мель­ском испы­та­тель­ном поли­гоне.

Объек­том испы­та­ний была физи­че­ская уста­новка ФО-3. Вся под­го­то­ви­тель­ная работа выпол­ня­лась в соот­вет­ствии с уста­но­в­лен­ным регла­мен­том. Но слу­чи­лось непред­ви­ден­ное — после подачи команды на подрыв взрыва не после­до­вало. Для выяс­не­ния причин сло­жив­шейся ситу­а­ции, а главное — для отклю­че­ния заряда от системы упра­в­ле­ния под­ры­вом и рас­с­на­ря­же­ния кап­сю­лей-дето­на­то­ров потре­бо­ва­лось срочное десан­ти­ро­ва­ние спе­ци­али­стов на пло­щадку подрыва.

Группа из четырех человек, воз­гла­в­ля­е­мая В. И. Жучи­хи­ным, отправи­лась в путь в неве­до­мое. Экипаж вер­то­лета при­зем­лил боевую машину в полу­тора кило­мет­рах от испы­та­тель­ной пло­щадки, хотя можно было бы и ближе. Ведь, если бы изделие вдруг сра­бо­тало, это рас­сто­я­ние не спасло бы.

Они обошли пло­щадку подрыва. Изго­родь по всему пери­метру не имела никаких повре­жде­ний. Замок и пломба на воротах — в целости и сохран­но­сти. Открыли ворота, подошли к под­рыв­ному пункту, где рас­по­ла­га­лась при­ем­ная аппа­ра­тура. Дверь заперта, печать цела. В. И. Жучихин первым осто­рожно вошел внутрь и отклю­чил рубиль­ник, сое­ди­ня­ю­щий деко­ди­ру­ю­щее устройство с аппа­ра­ту­рой подрыва заряда. После этого вошли осталь­ные. К их уди­в­ле­нию, обе ради­о­стан­ции рабо­тали — горели все сиг­наль­ные лам­почки, звенели звонки, под­твер­ждая полу­че­ние сиг­на­лов с коман­д­ного пункта. Но дальше ради­о­стан­ции сигналы почему-то не пошли. Причину неудачи нашли быстро — пере­го­рел пре­до­хра­ни­тель на при­емнике сигнала с КП. Но таких при­емни­ков было два, и на втором пре­до­хра­ни­тель ока­зался в полном порядке.

Про­вод­ная связь под­рыв­ного пункта с коман­д­ным отсут­ство­вала, а ради­о­свя­зью откры­тым текстом поль­зо­ваться было запре­щено, поскольку совсем неда­леко стояли аме­ри­кан­ские корабли. Поэтому все решения о даль­нейших действиях при­ни­мал В. И. Жучихин. Обе­с­то­чив и закрыв на замок под­рыв­ной пункт с при­ем­ной и деко­ди­ру­ю­щей аппа­ра­ту­рой, он вместе с Ю. Н. Коле­но­вым выпол­нил рас­с­на­ря­же­ние заряда. Как и поло­жено, по четко отла­жен­ным и усво­ен­ным пунктам инструк­ции вскрыли уста­новку, отклю­чили разъемы про­во­дов высо­ко­воль­т­ного гене­ра­тора, а далее вынули капсюли-дето­на­торы из розеток раз­водки на заряде и заме­нили их на «зако­ротки».

По окон­ча­нии этой опе­ра­ции В. И. Жучихин отправил вер­то­лет на коман­д­ный пункт, попро­сив про­ве­рить пре­до­хра­ни­тели, а сам вместе с Ю. Н. Коле­но­вым остался на пло­щадке. Ока­за­лось, что на резерв­ном пере­дат­чике коман­д­ного пункта во время пере­дачи сигнала на подрыв бомбы пре­до­хра­ни­тель тоже вышел из строя. Поэтому и вторую элек­тро­цепь зам­кнуть не удалось.

Позднее взрыв все же был про­из­ве­ден. Экс­пе­ри­мент завер­шился успешно. Что каса­ется риска быть взо­рван­ными — он был. Ведь при­ни­ма­ю­щие ради­о­стан­ции были на взводе и вклю­чены в систему деко­ди­ро­ва­ния и подрыва. Любой слу­чайный сигнал мог при­ве­сти к тра­ге­дии, поскольку код ради­о­сиг­нала был довольно прими­тив­ным. Но обо всём этом тогда Виктор Ива­но­вич не думал.

За всю мно­го­лет­нюю прак­тику испы­та­ний ядерных зарядов это был един­ствен­ный случай, когда после отказа при­шлось рабо­тать с зарядом, сна­ря­жен­ным кап­сю­лями-дето­на­то­рами и под­клю­чен­ным к рабо­та­ю­щей системе упра­в­ле­ния взрывом, спо­соб­ной выдать сигнал на подрыв при меха­ни­че­ском воз­действии или элек­тро­маг­нит­ной наводке.

С 1960 года, уже имея ученое звание стар­шего науч­ного сотруд­ника по спе­ци­аль­но­сти «газовая дина­мика», Виктор Ива­но­вич стал началь­ни­ком газо­ди­на­ми­че­ского сектора, вклю­ча­ю­щего восемь отделов и экс­пе­ри­мен­таль­ную базу. Его дея­тель­ность в этот период была связана с раз­ра­бот­кой систем дистан­ци­он­ного упра­в­ле­ния и теле­мет­ри­че­ских систем реги­стра­ции быстро­про­те­ка­ю­щих физи­че­ских про­цес­сов, а также с соз­да­нием подвиж­ных изме­ри­тель­ных ком­плек­сов, при­ме­ня­е­мых для отра­ботки изделий, как на вну­трен­них поли­го­нах, так и на поли­го­нах мини­стер­ства обороны. Раз­ра­бо­тан­ные тогда методы и аппа­ра­тура для газо­ди­на­ми­че­ских испы­та­ний поз­во­лили повы­сить надеж­ность систем упра­в­ле­ния и реги­стра­ции, зна­чи­тельно сокра­тить время на под­го­товку экс­пе­ри­мен­тов, повысив их каче­ство, сокра­тить обслу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал, тем самым уде­ше­вить сам экс­пе­ри­мент и уско­рить раз­ра­ботку новой техники.

С 1961 по 1963 гг. В. И. Жучихин сов­ме­щал долж­но­сти началь­ника сектора и заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора, а затем был назна­чен заме­сти­те­лем глав­ного кон­струк­тора по вопро­сам натур­ных испы­та­ний новейших образ­цов спе­ци­аль­ной техники. Он руко­во­дил под­го­тов­кой всех испы­та­ний и в боль­шин­стве из них был руко­во­ди­те­лем по их про­ве­де­нию. В период с 1967 по 1969 гг. он участ­во­вал в раз­ра­ботке ядер­ного заряда, не име­ю­щего ана­ло­гов в мире, пред­на­зна­чен­ного для лик­ви­да­ции ава­рийного газо­вого фонтана на место­ро­жде­нии Памук.

Работал В. И. Жучихин всегда с полной отдачей сил. Натянув суровую маску на лицо, он частенько распе­кал за неак­ку­рат­ность или упу­ще­ние кого-нибудь из под­чи­нен­ных, но делал это, не унижая его досто­ин­ства. Рабо­тать с ним было легко. Он оди­на­ково просто дер­жался как с под­чи­нен­ными, так и с выше­сто­я­щим началь­ством. Никогда не угнетал своих сотруд­ни­ков и не заис­ки­вал перед высоким началь­ством. Он в совер­шен­стве знал устройство испы­ты­ва­е­мых зарядов, методы кон­троля и реги­стра­ции их работы. Его отли­чала исклю­чи­тель­ная акку­рат­ность в работе, выра­бо­тан­ная в про­цессе экс­пе­ри­мен­тов с взрыв­ча­тыми веще­ствами. Известно, что взрыв­ник оши­ба­ется лишь один раз. За всю долгую и опасную работу с ВВ и ядер­ными заря­дами Виктор Ива­но­вич не допу­стил ни одной серьез­ной ошибки.

В ноябре 1969 года В. И. Жучихин как крупный спе­ци­алист в области про­ек­ти­ро­ва­ния и экс­пе­ри­мен­таль­ной отра­ботки спе­ци­аль­ной техники был напра­в­лен в КБ авто­тран­с­порт­ного обо­ру­до­ва­ния в г. Мытищи на долж­ность первого заме­сти­теля глав­ного кон­струк­тора. Здесь он орга­ни­зо­вал и воз­главил новое напра­в­ле­ние в дея­тель­но­сти кон­струк­тор­ского бюро — прак­ти­че­ское исполь­зо­ва­ние ядерных взрывов в решении народ­но­хо­зяйствен­ных проблем. За корот­кий период времени был создан и обучен необ­хо­ди­мый кол­лек­тив спе­ци­али­стов, раз­ра­бо­тано и изго­то­в­лено уни­каль­ное тех­ноло­ги­че­ское обо­ру­до­ва­ние, что поз­во­лило в после­ду­ю­щие годы выпол­нить большой объем спе­ци­аль­ных работ, давших солид­ный эко­но­ми­че­ский эффект при решении ряда задач, свя­зан­ных с энер­гети­че­ской базой народ­ного хозяйства СССР. В течение три­на­дцати лет воз­гла­в­ля­е­мый им кол­лек­тив при его непо­сред­ствен­ном участии и руко­вод­стве решил ряд вопро­сов прак­ти­че­ского исполь­зо­ва­ния новых дости­же­ний науки и техники при изу­че­нии глу­бин­ного стро­е­ния земной коры, интен­си­фи­ка­ции добычи нефти и газа из мало­про­дук­тив­ных пластов. За эти годы было про­ве­дено около 80 мирных подземных взрывов, в том числе для тушения ава­рийных газовых фон­та­нов, соз­да­ния подземных резерву­а­ров для хра­не­ния вредных хими­че­ских отходов, сейсми­че­ского зон­ди­ро­ва­ния земной коры, соо­ру­же­ния водо­ка­на­лов и т. д.

В сен­тя­бре 1982 года В. И. Жучихин стал пер­со­наль­ным пен­си­о­не­ром рес­пу­б­ли­кан­ского зна­че­ния. В январе 1986 года он вер­нулся в г. Снежинск и с февраля вновь стал рабо­тать во ВНИИТФ старшим научным сотруд­ни­ком (до 1993 года). Он опять получил воз­мож­ность про­во­дить научные иссле­до­ва­ния в рамках новой сложной темы согласно им же раз­ра­бо­тан­ной про­грамме. С при­су­щей ему осно­ва­тель­но­стью он орга­ни­зо­вал сбор и анализ инфор­ма­ции по теме про­во­ди­мых иссле­до­ва­ний, стал про­во­дить тех­ни­че­ские семи­нары по мето­ди­че­ским вопро­сам.

Богатый жиз­нен­ный опыт и про­фес­си­о­наль­ные знания, глу­бо­кая убе­жден­ность в необ­хо­ди­мо­сти дела, кото­рому он посвятил свою жизнь, поз­во­лили В. И. Жучи­хину взяться за напи­са­ние истории ВНИИТФ по раз­ра­ботке ядерных бое­за­ря­дов и про­ве­де­нию газо­ди­на­ми­че­ских иссле­до­ва­ний. В резуль­тате поя­ви­лись статьи по истории ВНИИТФ, г. Снежин­ска, вос­по­ми­на­ния о К. И. Щёлкине, книги: «Первая атомная. Записки инже­нера-иссле­до­ва­теля. Русские сен­са­ции» и «Вторая атомная. Записки инже­нера-иссле­до­ва­теля».

В. И. Жучихин — трижды лауреат Сталин­ской премии СССР (1949 г., 1951 г., 1953 г.), награ­жден дважды орденом Ленина (1949 г., 1962 г.), орде­нами Октя­брь­ской Рево­лю­ции (1970 г.), Тру­до­вого Крас­ного Знамени (1954 г.), меда­лями. Он — Почёт­ный гра­жда­нин г. Снежин­ска (1999 г.).

Виктор Ива­но­вич Жучихин скон­чался 20 февраля 2008 года.


Библиография‍8